Целью изучение «Технологии» в средней школе является: Подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1. Освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда, составляющих технологической культуры.
2. Овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создание продуктов труда, обучение безопасным приёмам труда.
3. Развитие познавательных интересов, технического мышление, пространственного воображения, коммуникативных и организаторских способностей.
4. Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности.
5. Получение опыта, применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности, самостоятельное и осознанное определение своих жизненных и профессиональных планов.
Основные идеи:
1. Оптимизация учебного процесса – т.е. построение его таким образом, чтобы максимально полезно использовать отведенное время для решения основной задачи. Использовать «…принцип оптимизации учебного процесса, который из ряда возможных вариантов учебного процесса требует осознанного выбора такого варианта, который в данных условиях обеспечивает максимально возможную эффективность решения задач образования, воспитание и развитие школьников при рациональных затратах времени и усилий учителей и учащихся»*
Критериями оптимальности являются:
- применение минимально необходимых усилий, затрачиваемых участниками учебно-воспитательного процесса.
- достижение каждым учеником реально возможного для него в данный период уровня успеваемости, воспитанности и развития.
2. Идея развивающего обучения. Это предполагает создание благоприятного учебно-психологического климата на уроках между учителем и учащимися, учёт индивидуальных особенностей ученика и единство триединой дидактической цели (образовательной, развивающей и воспитательной) их учёт при формировании основных элементов урока.
Критериями развивающего обучения являются:
- использование наряду с традиционными методами обучения поисковых, творческих, исследовательских методов, в том числе метода проектов,
- большая доля самостоятельной практической работы учащихся при изготовлении изделий на творческом уровне,
- изучение учебного материала в высоком темпе и на высоком уровне сложности с дифференцированным подходом.
3. Идея личностно-ориентированного обучения. Предполагает создание условий для индивидуального самовыражения каждого ребёнка, становление у него важнейших в современном мире умений:
- приобретать и творчески использовать полученные знания.
- принимать самостоятельные и ответственные решения.
- планировать свою деятельность, прогнозировать и оценивать её результаты.
- строить с другими людьми отношения сотрудничества и поддержки.
В организации работы с детьми учитель придерживается следующих принципов:
1. Признание талантливости каждого ребёнка
2. Принцип деятельности. Освоение учениками знаний, умений, навыков в форме практической деятельности.
3. Принцип обратной связи. Регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приёмов обратной связи.
4. Принцип доступности и прочности. Содержание учебного материала является доступным, интересным и личностно значимым, что обеспечивает прочность усвоения знаний.
5. Принцип успешности. Сравнивать успехи ученика с самим собой для осознания им своего роста.