Проектная деятельность учащихся

Развитию субъектной позиции ученика в системе развивающего обучения большая роль отводится методу проектов. Шестилетний опыт проектной деятельности позволяет выделить следующие его достоинства:

1.     В процессе разработки и материализации проекта происходит развитие психических процессов учащихся связанных с техническим мышлением.

2.     Появляется возможность самостоятельного применения учащимися знаний в новых ситуациях, приобщение к способам самостоятельного добывания знаний, вовлечение учащихся в поисковую деятельность.

3.     Позволяет формировать способности к самообучению, умению отстаивать своё мнение при защите проекта.

4.     Воспитывает обязательность выполнения заданий в намеченные сроки,  взаимопомощь и  тщательность в работе

Ежегодная работа над проектом включает в себя составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода проектирования, элементы деятельности по маркетингу (изучение спроса и предложения), конструированию, технологическому планированию, наладке оборудования, изготовлению изделия и его реализация. В задачу проектирования входят так же экономическая и экологическая оценка выполняемых работ. В тематику наших проектных работ входят изделия декоративно-прикладного характера, различные приспособления для мастерских, электротехнические приборы, изделия необходимые для школы и дома. Процесс проектирования и изготовления изделий состоит из 8 основных стадий:

1.     Определения потребностей в изделии (на основе анализа ситуации)

2.     Краткая формулировка задач.

3.     Исследование и анализ.

4.     Выработка критериев к изделию.

5.     Первоначальные идеи.

6.     Анализ первоначальных идей. Выбор лучшей идеи.              

7.     Разработка технологического прочеса (с экономическим и экологическим обоснованием).

8.     Проверка, испытание, самооценка.

         В  процессе проектирования учащиеся  используют не только готовые образцы правильных решений, суждений и выборов, но и показывают  как они этого достигали. Именно не что, а как становится предметом анализа, оценки. В этом – отличительная особенность личностно-ориентированного обучения. Л.С, Выготский писал: «Единственным воспитателем, способным образовать новые реакции в организме, является собственный опыт организма. Только та связь остаётся действительной, которая была в его личном опыте…»

Система проектной работы рассчитана на 5 лет обучения и позволяет осуществить поэтапное включение учащихся в виды деятельности. Так, на 1-м году обучения (5-й класс) учащиеся изучают разделы технологии, осваивают оборудование, приобретают первоначальные умения и навыки проектирования при выполнении мини-проекта (например, «Кормушка для птиц»), получают опыт работы. На 2-м году (6-й класс) идёт полное изучение проектной деятельности по всем этапам технологии изготовления изделий. В разделе «Токарная обработка древесины» учащимся предлагается разработать и изготовить свою конструкцию подсвечника. Именно на этом году обучения они учатся оценивать своё «хочу» и «могу». На 3-м году мы учимся объективно оценивать свою работу, пытаемся найти ей достойное применение, обосновываем свой вывод, экономически просчитываем рентабельность изделий. На четвёртом году обучения (8-й класс) ученики могут поэтапно разработать изделие, составить технологическую карту, изготовить изделие и найти ему применение. Используя свои знания, опираясь на жизненный опыт, под руководством учителя учащиеся впервые делают полную разработку проекта с описанием работы и представлением готового изделия, т.е. осознанно выполняют работу по единой теме (например «Электрический светильник»), но со своим творческим подходом. На пятом году (9 класс) учащиеся выполняют проект самостоятельно. Учитель выступает в роли оппонента, которому приходится доказывать рациональность своего выбора, решения или действия. Лучшие проекты рассматриваются на олимпиадах и экзаменах по выбору, представляются на выставках. В 10 и 11 классах особенно ценны и интересны коллективные проекты.  При их выполнении появляется возможность опираться на индивидуальные предпочтения ученика в выборе им типа задания. Известно, что в коллективно-распределённой работе одни ученики берут на себя роль «генераторов идей», другие охотно эту идею обосновывают, используя для этого учебную (справочную, научную) литературу, исполняя роль «референта», третьи с удовольствием участвуют в практической реализации идеи: выполняют необходимые расчёты, схемы, чертежи, сборочные работы. Это так называемые  «исполнители». Есть ученики, которые охотнее берутся не за разработку и за реализацию идей, а за её критический анализ, оценку (назовём их «корректировщиками»).

Тематика проектных работ очень обширна и включает разработку и изготовление реальных технических устройств (машин), действующих моделей, необходимых изделий для школы.

Формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых экономических условиях, начиная от определения потребностей до реализации продукции, позволит обеспечить их подготовку к жизни, потому что они умеют найти ответ на вопрос «Как делать?»